я бы хотел обсудить другую - более приземленную тему.
мы люди зависим, зависели и всегда будем зависеть от вещей.
обезьяна создавшая и научившаяся пользоваться вещью (палкой копалкой к примеру) превратилась в человека. то есть процесс развития человека напрямую связан с вещами.
человек созидает и развивает вещи и вещи меняют и созидают уже нового человека. и чем глубже этот процесс - тем вещи более глубокие более сложные и человек более зависим от этих вещей.
это ни хорошо и ни плохо - где-то идет развитие а где-то деградация - но деградация - это тоже движение - это тоже развитие - правда в темную сторону.
В любом случае вещи нейтральны - а в какую сторону будет развиваться или деградировать человек - это зависит только от самого человека.есть ведь древняя староверская пословица - береги платье снову - а честь с молоду.
то есть с детства прививали бережное уважительное отношение к вещам - если ты умеешь беречь ценить и грамотно пользоваться вещами - значит сможешь и своей честью грамотно распорядится.
а мое отношение к вещам - возможно - я слишком завышаю важность этих самых вещей. но это капитализм карл. с каждым витком цивилизации ценность человека как личности падает, а растет ценность не его духовных качеств - а растет ценность вещей которыми он владеет - если у тебя нет земли квартиры машины - ты никто - ты неудачник.
Выживание зависит от вещей... Но это просто неточно истолкованный тезис.
Вы правы в том, что вещь - нейтральна, а отношение к ней определяет сознание человека. Но не деградацию... И это важно.
Мозг человека при рождении девственно чист (за исключением генной памяти семейного древа) и если во время беременности, родов и т.д. на ребенка не оказывалось сильного давления, он входит в жизнь без каких-либо знаний. Дальше его жизнь зависит от "родителей". Я не зря взял в кавычки это слово. Родителями ребенку могут стать даже волки (аналоги маугли можно погуглить). Но для ребенка родители - вещь с помощью которой он выживает. У ребенка нет знаний о душе, деградации и т.д.
т.е. для ребенка важно выживание, и в этом ему помогают, а, точнее, обеспечивают определенные вещи (бутылочки, стерилизаторы, молоко, сухие смеси, прикормы). И он вплотную привязан к этим вещам.
В дело вступает среда. В глухой сибирской деревне ребенок не узнает как заварить каппучино в капсульной кофеварке. И эта вещь будет для него нейтральна. Пускай даже она варит наилучший кофе в мире.
В детстве мы смеялись над глупыми туземцами, продавшими Америку за бусики. Шкала ценностей может уничтожить целые народы.
Если вещь стала частью тебя, вплелась в твое сознание, значит она имеет важность.
И тут в дело вступает внешняя среда. Эту вещь могут украсть, потерять, отобрать, испортить и т.д. В первую очередь такую вещь как жизнь.
В конце концов поняв, что в одиночку справиться с агрессивной внешней средой сложно, человек объединился в стаи-народы. И КАЖДЫЙ ЧЛЕН стаи СТАЛ ПОЛУЧАТЬ определенные знания, нужные для выживания.
Иногда знания становились ошибочными и племя погибало (когда вместо аналитиков-футурологов государство поощряет гастрарбайтеров с другими знаниями).
Жить возле действующего вулкана, пить отравленную воду, спать с родней - все знания доставались смертями поколений и стали инстинктами т.е. неосознанными знаниями целого народа. Инстинктом для народа стало создание и содержание армии, милиции, врачей и т.д. т.к. от этого зависит выживание народа. Когда государство самоуничтожает школы, больницы и т.д. - значит оно больно, как болен человек. И ценность вещей меняется.
Но есть и обратные действия с вещами - государство искусственно поддерживает автоваз, завышая ценник иностранных авто. Казалось бы хорошо НО, безопасность этих тазов чудовищна. Вместо выживания вещь - авто автоваза просто имеет другую функцию и ценность.
Никакой деградации от вещей, мне кажется, не существует. Существуют знания, неверно понятые или написанные не в то время и не в том месте.
Если девушке до совершеннолетия вбивать в голову знания, что мужик должен обеспечить тебя авто для первозки туловища по делам, то неудивительно ,что она стала исполнять эту программу действий.
Но нельзя же запрещать интернет из-за этого как делает власть сейчас. Ведь в интернете есть и полезные знания.
Книга - вещь, но ведь ценность каждой книги зависит от мозга автора. Мне смешно наблюдать как букинисты торгуют собранием Ленина за бешенные бабки т.к. ценности там нет. А ценность самой бумаги - иллюзия.
Конечно, я купил у букиниста книгу по герменевтике когда-то. Но это знания высокого порядка.... И совсм другая история.
Резюмирую: Человек - программный продукт, на программу которого влияет среда (вещи). Мозг человека может неверно понять информацию, полученную от вещей (отравиться, отравить мозг ненужной информацией) и стать ИЛЛЮЗОРНЫМ, двигая эту иллюзию своим детям.
Именно поэтому в России не любят геев (что сделали гораздо меньше зла, чем коррумпированные власти и бандиты), а в Европе - их обожают.
Все это было забито в головы людей внешним миром, меняя программу каждого члена общества.